Интервью С.Г. Чойжинимаевой газете "Правда Бурятии"

Сегодня в республике все больше энтузиастов возрождения старинной школы врачевания. Один из них – Светлана Чойжинимаева, заслуженный врач РБ, главный врач и основатель клиники «Наран». 
12.jpg

В Бурятии все шире распространяется тибетская медицина, пришедшая когда-то вместе с буддизмом. Еще сто лет назад здесь лечились только ее средствами, при дацанах были врачи – «эмчи-ламы». 

После советских гонений на религию многое было утеряно. 


– Тибетской медициной я заинтересовалась 25 лет назад, – рассказывает Светлана Галсановна. – К ней я шла маленькими шажками. Изучать пришлось по литературе, наставников, к сожалению, не было.

Следует сказать, что Светлана Чойжинимаева имеет специальности терапевта и кардиолога, она кандидат медицинских наук. Клиника «Наран» в настоящее время – одна из наиболее крупных в Бурятии школ тибетской медицины. Есть еще и Центр восточной медицины, и независимые специалисты.

В чем же отличие тибетской медицины от привычной, современной?

– Тибетская медицина лечит организм в целом, – объясняет врач. – Тогда как современная медицина лечит отдельно определенные болезни. Например, если лечат пневмонию, то только пневмонию, если гинекологические заболевания – только их. Не учитывается состояние психики и нервной системы человека, его конституциональный тип.

В тибетской медицине при лечении каждого больного применяется индивидуальный подход без жестких стандартов, тогда как современная медицина использует строго регламентированные типовые методики. Кроме того, лечение, организма в целом приносит более долговременный результат.

Можно упомянуть, что основой тибетской медицины является учение о трех первопричинах болезней – «слизь», «ветер» и «желчь». Они же определяют врожденную конституцию человека, его характер и склонность к тем или иным заболеваниям. Хороший врач тибетской медицины может визуально диагностировать психофизиологическое состояние человека и наиболее вероятные его причины.

 Корень болезни часто лежит в жизненном распорядке человека, питании, его психоэмоциональном состоянии. Те же язвенные заболевания, по словам Светланы Чойжинимаевой, имеют психосоматическую природу. Здесь лечение идет уже скорее психотерапевтическими методами.

 – Нужно приучать человека к тому, чтобы он освобождал свой разум от негативных эмоций, – говорит врач.

 Из медикаментозного воздействия в тибетской медицине применяются только лекарства из природных компонентов – различные травяные сборы. Причем, удается вылечивать даже серьезные вирусные заболевания. Поэтому очень большое внимание уделяется знанию свойств лекарственных растений.

 Когда-то в древности достаточно широко практиковалось и хирургическое вмешательство. Причем, делались сложные операции, некоторые из которых современная медицина освоила лишь недавно, например, эндоскопические. Но это направление не получило развития. Все воздействия в тибетской медицине – вполне научно обоснованные: лечебные травяные сборы, процедуры, иглоукалывание, корректировка питания и образа жизни.

 Впрочем, есть и мистическая составляющая – «ритуальная медицина». К ней относится чтение мантр, молитв, часто врач просит пациента обратиться к ламе или христианскому священнику, чтобы тот почитал молитвы, сделал какой-нибудь оберег. Также уверенно используются понятия «ауры» и «энергетики».

 Можно упомянуть, что Светлана Чойжинимаева – автор восьми книг по тибетской медицине, еще две готовятся к изданию. Там в современных понятиях излагается теория древней медицины Тибета, рассматриваются способы борьбы с самыми разными болезнями, в том числе и столь серьёзными, как диабет.

 Тибетская медицина – не набор закостенелых древних рецептов. Совершенствуются методики, разрабатываются новые способы лечения. Активно воспринимается опыт современной медицины.

Светлана Чойжинимаева рассказывает, что узкие специалисты современной медицины, изучив тибетскую медицину, узнают много для себя нового и обретают возможность не входящие в их специализацию.
Вернуться к списку
Написать в
WhatsApp