Интервью Светланы Чойжинимаевой газете "Аргументы Недели"

Тибетская наука кушать вкусно и полезно

Интервью Светланы Галсановны Чойжинимаевой газете "Аргументы Недели"

В издательстве «Аргументы Недели» вышла книга Светланы Галсановны Чойжинимаевой «Вкусное питание. Тибетская врачебная наука об искусстве еды».

Светлана Галсановна – главный врач и основатель первой и крупнейшей в России клиники тибетской медицины, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Республики Бурятия. Книга мгновенно возглавила рейтинг продаж нашего издательства. А мы встретились с ее автором, чтобы прояснить некоторые вопросы.

- Светлана Галсановна, тибетская медицина всегда считалась делом исключительно мужским. Более того, секретами с иноземцами делились неохотно. Как вам удалось пройти через два этих высоченных, как Гималаи, барьера? Как ламы-врачеватели допустили вас в свой круг?

- Да, медицина в старые времена вообще являлась мужским делом, не только в Тибете. Но в Тибете это было особенно заметно. Медициной там занимаются исключительно мужчины, ламы, прошедшие посвящение, как русские монахи принимают постриг. Они изучали искусство врачевания многие годы в закрытых учреждениях-монастырях. Все время обучения были полностью отрезаны от внешнего мира и посвящали этому делу всю свою дальнейшую жизнь. При этом они имели своих специалистов, которые изучали флору, фауну и медицинские методы в других странах. Все это потом отражалось в тибетских прописях лекарственных препаратов, где соотношения различных компонентов выводилось в математических формулах. Но эта полная закрытость просуществовала где-то до 19 века.

Классический памятник тибетской культуры и медицины четырехтомник «Чжуд-ши» был переведен бурятским специалистом Петром Бадмаевым. Позже появились переводы Позднева, Дашиева. Затем изучением тибетской медицины стало заниматься Сибирское отделение Академии наук в Новосибирске и Бурятский филиал Сибирского отделения АН. Все это происходило в 60-х годах двадцатого века. В этом процессе уже хватало женщин. Но все они были фармацевтами, а не врачами. Ну а к моему времени уже много женщин-врачей интересовалось альтернативной медициной. Появилась Джуна Давиташвили и масса других. На их фоне я, тогда совсем молодой врач, отнюдь не выглядела первопроходцем. Мне была интересна наука и практика тибетской медицины. Я начала этим заниматься, прикладывая большое упорство. Запрета к допуску не было, потому что тогда уже и спрашивать было не нужно. Времена наступили другие. Мне доводилось общаться с нашими бурятскими и тибетскими ламами. Один из пожилых лекарей и вовсе за право у него поучиться сделал мне неприличное предложение. Оно меня, естественно, не заинтересовало. У меня был свой путь, им я и шла. Я искала и находила то, что нужно, сама. Кто ищет, тот найдет.

Продолжение статьи на сайте газеты «Аргументы недели»:
http://argumenti.ru/health/2016/12/515501
Вернуться к списку
Написать в
WhatsApp