Методами тибетской медицины лечился маршал Жуков

Методами тибетской медицины лечился маршал Жуков
В гостях в московской студии радиостанции "НаранФМ" известный бурятский журналист Туяна Зондуева.
Заслуженный работник культуры Республики Бурятия, возглавляющий редакцию популярного еженедельника "Информ полис", рассказала, какое место в ее жизни и в жизни Бурятии занимает тибетская медицина, и кто из известных лиц в СССР лечился ее методами.
  228702_105224722901003_7593490_n.jpg
На фото: Туяна Зондуева во время путешествия по агинским степям Забайкалья

– Туяна Владимировна, имеет ли тибетская медицина место в вашей жизни?

– Я родилась в буддийской семье, так сказать буддистка с рождения, поэтому тибетская медицина играла в моей жизни особую роль с самого рождения. Меня с детства возили к Мунко Цыбикову – это знаменитый эмчи-лама, большой знаток тибетской медицины. Мунко-лама был последним настоятелем Эгитуйского дацана в Еравнинском районе Бурятии, которого репрессировали. Он последний, кто закрыл двери Эгитуйского дацана, когда его арестовали, сослали на Колыму. 

На Колыме он сумел не только сам выжить, применяя знания тибетской медицины, он вылечил много людей. Он поднимал дух людей, их организовывал. Расскажу одну историю: Мунко-лама вылечил начальника лагеря и его жену. Такого знатока тибетской медицины продержали дольше положенного срока. Получается, он пробыл на Колыме дольше, «благодаря» своими знаниям.

673d9b325f925dce577255591324d998.jpg

В детстве меня именно к нему возили потому, что он из моего села Домна Еравнинского района. Я до сих пор помню лекарства, аршан, который он дал, чтобы в нем меня искупали. Два года назад установили ступу-субурган в Еравне в его память. В местности  Турхул, где он родился. И туда ездил Хамбо-лама Дамба Аюшеев, который сам эмчи-лама тибетской медицины. И вот он говорил, что Мунко Цыбиков – это просто несравненный знаток тибетской медицины, это высший пилотаж для эмчи-ламы. 

Будучи на Колыме, где незнакомые травы, Мунко-лама испробовал их на себе. Определяя на вкус, он сумел создавать лекарства. Этим он спас тысячи людей на Севере. Это был великий человек.
Когда Цыбиков вернулся в Иволгинский дацан, он был уже глубокий дедушка, но, тем не менее, он продолжал принимать людей. Поэтому тибетская медицина в моей жизни существовала всегда. 

10514351_727616810637229_9032467432944762992_o.jpg
На фото: Туяна Зондуева во время священного обряда в местности Делюн болдог, где родился Чингис-хан (в центре)

– Учитывая специфику вашей работы, я уверен, что вы много общаетесь с эмчи-ламами, с тибетологами, буддологами, интересными людьми, связанными с тибетской медициной.

– Специфика журналистской работы обязывает. Когда я начала работать на телекомпании «Ариг Ус» в 1994-ом году, мой первый телевизионный репортаж был с родины Агвана Доржиева села Ацагат. В свое время там был медицинский дацан, где обучали эмчи-лам тибетской медицине. Лечебные травы ламы выращивали сами. Это было потрясающее впечатление, мы все это видели, снимали. 

По работе мне все время приходилось ездить по дацанам, общаться с ламами. Почти всех практикующихся эмчи-лам я знаю. По роду своей деятельности постоянно сталкиваюсь со знатоками тибетской медицины, с лекарями, которые приходят и к нам, в студию. Был интересный случай. Мы нашли женщину, мать восьмерых детей. Она – чабанка. Выяснилось, что в свое время ее вылечил сам Хамбо-лама Дамба Аюшеев, когда только начинал свою лечебную практику молодым эмчи-лекарем. Он уже тогда пользовался большой популярностью, был хорошим эмчи. Я уверена, что и сейчас он тоже мог бы принимать, но только у него нет времени.

tibetan_medicine.jpg

– 26 лет назад Баир и Светана Чойжинимаевы основали клинику тибетской медицины сначала в Улан-Удэ, затем в Москве. Они стали продолжателями лечебного дела знаменитого лекаря, основоположника тибетской медицины в Российской империи Петра Бадмаева. Слышали Вы о клинике «Наран» ранее?

– О клинике тибетской медицины «Наран» я впервые услышала в начале 90-х годов. В конце 90-х представители клиники приезжали к нам, в студию «Ариг Ус», подавали рекламу о наборе врачей, медицинских работников. Будучи в командировках в Москве все время было некогда, но всегда мне хотелось заглянуть, посмотреть в этот островок тибетской медицины в мегаполисе. Мне всегда было интересно, как они сумели закрепиться здесь в столице России, найти свою нишу. 

Наши эмчи-ламы рассказывают, что есть такая особенность, когда лечишь человека, далекого  от тибетской медицины, допустим, не буддиста, вообще относится очень ответственно к лечению – принесет справку, диагностику покажет, вот как я болею. Как известно, все эмчи-ламы проходят курсы в медицинском колледже, чтобы иметь основы знаний по европейской медицине и уметь читать диагнозы. 

image (1).jpg

Так вот ламы говорят, мы  выписываем тибетские лекарства, и точно знаем, что этот человек выпьет все лекарства в срок, потом сдаст анализы, принесет и покажет, как все у него получилось. А наши, буряты, как делают: даешь лекарства, они возьмут и пропадут. И невозможно понять – вылечился больной или нет, как себя чувствует. Это как бы смешно, но с другой стороны, возможно, какой-то признак нашего менталитета. Мы не ценим то, что имеем уникальную тибетскую медицину, совершенно не ценим этого. 

Клиника тибетской медицины «Наран» в этом смысле произвела, наверное, революцию в сознании людей. Всем наглядно показала, что можно работать с людьми так, как привыкли работать в Европе.

gallery_190_22776.jpg

У нас в Бурятии был интересный период – набор, учеба и выпуск первых эмчи-лам. При Иволгинском дацане есть Буддийский университет, где учатся ламы. Чтобы выучить эмчи-лам, нужно колоссальное количество высококвалифицированных ученых. Учителей собирали, как говорится, по крохам. Собрали настоящий «звездный состав» учителей, приглашали старых эмчи-лам из Китая, Монголии. 

В 2006 году выпустили первые 10 выпускников. Они приходили к нам, в редакцию «Информ Полиса». Попросили поблагодарить учителей через газету. Поступало много студентов, но не все выдерживали эти огромные нагрузки. 

Сами выпускники, конечно, с улыбкой вспоминают, как поступали, как учились, как проходили практику, где и как собирали лечебные травы. Я даже помогала одному эмчи-ламе собирать травы. Это делается особым образом, в определенное время года и часы. Обычно на рассвете, пока не упала роса. Причем выдергивать траву надо с корневищем, а навстречу вылетает рой мошкары. Я потом сказала: «Боже мой, какой же это ужасный труд!».

7200208_orig.jpg

Все это мы снимали, сделали целый фильм. Я хочу сказать радиослушателям, что стоит за этими лекарствами, получаемыми в клинике «Наран». За ними стоит огромный человеческий труд! Какие-то травы собирают в полночь, какие-то на рассвете. Их особым образом сушат. Но самое трудное начинается, когда травы перерабатывают. Нужно все это столочь, покрошить перемешать. И все это в граммах развесить, упаковать. Я заходила к эмчи-ламам, у них кругом травы висят, а в воздухе - такой неповторимый запах трав и порошков. 

Лекарства делаются эмчи-ламами с особым благоговением. За всем этим стоит гигантский труд и многолетняя учеба. На факультет тибетской медицины поступает более ста человек, заканчивает не более десяти. Конечно, это маленький процент, но я надеюсь, что со временем эмчи-лам станет больше. Думаю, что благодаря клинике «Наран», появятся желающие обучаться тибетской медицине. 

gal_11981.jpg

Вы напомнили о Петре Бадмаеве. Несомненно, клиника «Наран» – это продолжатель традиции Петра Бадмаева, все знают его великую историю.

2014.11.14_05-51-59770_foto.jpg
На фото: лекарь тибетской медицины Галдан Ленхобоев

Издательство "Бурят-монгол ном" сделал жителям Бурятии большой подарок, выпустил книгу тибетского лекаря Галдана Ленхобоева. Это был уникальный человек. В советское время он методами тибетской медицины лечил маршала Георгия Жукова, Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича. Все они где тайком, где легально приезжали в Улан-Удэ лечиться у Ленхобоева. И это в Советском Союзе, когда было все запрещено. Ленхобоев сумел все эти древние знания сохранить. Благодаря своим знаниям тибетской медицины он помог очень многим звездам Советского Союза. 

n10.jpg

Все эти секреты сохранила его семья. Его внук, полный тезка Галдан Ленхобоев, передал архив для публикации Жанне Дымчиковой, директору издательства «Бурят-Монгол ном», где подготовили книгу. Очень я советовала бы тем, кто пользуется или интересуется тибетской медициной ее почитать. 

8203107547014952.jpg

В книге очень доступным языком рассказано, как раньше буряты лечились, с помощью чего, даже с помощью каких-то бульонов могли облегчить болезнь. К сожалению, эти секреты утрачены, надеюсь, они будут восстановлены. Мне очень хотелось бы пожелать радиослушателям, чтобы они не боялись тибетских лекарств, вреда они точно не принесут, а организм - очистят.

– Нашу беседу хотелось бы продолжить вашими впечатлениями о Чехии, откуда вы вернулись из рабочей поездки?

– Да, я ездила по обмену опытом с чешскими коллегами-журналистами, побывала в ведущих изданиях Чехии. У меня было такое чувство, будто ходишь по старине, что ни здание, то шедевр. Очень маленькая, но при этом очень насыщенная историей страна. 

В Чехии очень оптимистичные люди, я бы сказала по буддийски настроенные. При этом меня удивило, что они почти поголовно, атеисты. У них процента три верующих. Зато в великолепном состоянии сохранились католические храмы. Я была в Соборе Святого Вита, это что-то грандиозное. Будучи буддисткой, глядя на Собор, я испытала почти религиозные чувства, просто прекрасно.

13902_694157630663274_2018371924139906607_n.jpg

Свобода слова в Чехии на высоком уровне. Это совсем другая страна со своими традициями. Очень удивило другое. Я жила в самом центре, как говорится, в самом сердце старой Праги. На первом этаже нашего здания увидела большой плакат с изображением Будды медицины. Я была очень шокирована, открыла эту дверь, посмотрела, оказалась клиника тибетского массажа, с названием «Лхамо SPA». Это меня просто убило. Для буддиста звучит кощунственно, но этому видимо, нам надо привыкать, потому что европеец воспринимает все это нормально.

97532_0.jpg

В Праге я встречалась с нашей землячкой Лыгжимой Доржиевой, которая много лет преподает в Пражском университете. Она как раз занимается буддийской общиной, которая организовала выставку тибетского искусства и приезд буддийского ламы из Тибета. Я поняла, что про буддизм в Чехии хорошо знают. Между тем для моих коллег из других регионов России было открытием, что я – буддистка. Когда я об этом сказала, они отреагировали: «Ого, живая буддистка». Для них это было интересно. 

tib.jpg

– Существует такой стереотип, что буддист – это такой молящийся человек, который очень мало говорит, практически не ест, никуда не ходит. Какая была реакция у ваших коллег, когда узнали, что Вы буддистка?

– Я удивила своих коллег тем, что заказала себе чешское национальное блюдо «Вепрево колено» (свиной окорочок). Они спросили меня: «Разве тебе можно есть такое блюдо?». Я поняла, что они меня за мусульманку приняли. Конечно, с точки зрения буддизма, я не должна есть мясо. Но я – особый, северный вид буддистов, из потомков кочевников. Сам климат и сама традиция предполагают мясной рацион. 

Закалывая животных, мы стараемся минимально причинять им страдания, не напугать. Есть даже службы, на которых просят прощения у животных. Есть такие молебны-хуралы. Мы понимаем, убиваем не ради самого убийства, а для того, чтобы прокормиться. 

chugpa2520face25202.jpg

Стереотипы рано или поздно они будут ломаться. Раньше тех, кто приезжал в Иволгинский дацан, вызывал большой шок жизнерадостные ламы. Здоровые деревенские ребята, которые шутят, смеются, бегают, могут побороться. Такой стереотип, наверное, сформировал, так называемые, гонконговские фильмы. Народ смотрит «32 ступени  Шаолиня», у них создается такое впечатление, что буддийские монахи - это маленькие, сухонькие люди, которые постоянно медитируют. На самом деле среди буддийских монахов у нас в Бурятии много спортсменов-борцов. Первые гонкоговские фильмы внесли много несуразицы. Я встречала людей, которые приезжали в Бурятию из Прибалтики учиться боевым искусствам в Иволгинском дацане. 

samomassage.jpg

– Конечно, смешно, звучит как анекдот. На самом деле раньше снимали азиатские фильмы, где показывали утрировано боевое искусство, как какие-то кулачные сцены.

– Сами китайцы смеются над тем, что люди думают, что в Шаолине монахи целый день только кулачные бои и отрабатывают. На самом деле они большую часть дня проводят за обучением и медитацией. Чтобы не подорвать свое здоровье постоянной сидящей работой, монахи занимаются боевыми единоборствами. И занимаются ради своей защиты, никак не для нападения. 

На самом деле жизнь в Шаолинском монастыре далеко не каждый выдержит, как и в Иволгинском дацане. Нужны титанические усилия и усидчивость.

- Спасибо за интервью.

Беседовал Алдар Дондоков,
стенограмма и редактура Даримы Цыбиковой и Бато Багдаева


Майские-на сайт.jpg

на сайт.jpg
Вернуться к списку
Написать в
WhatsApp