Врачебная наука Тибета

Слушать статью
ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самолечения и самодиагностики. В случае схожих симптомов, боли или иного обострения заболевания лечение должен назначать только лечащий врач.

БУДДА МЕДИЦИНЫ (тиб. Сангье Менла) восседает на престоле. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также Владыка бериллового сияния, поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которого проистекают помраченность сознания, гневливость и страсти, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех конституций: «ветра», «желчи» и «слизи».

Правая рука Будды Медицины повернута ладонью кверху, что означает дарование защиты. В ней он держит плод миробалана, показывая тем самым, что защита дается от всех болезней. В левой руке - патра, или чаша нищенствующего монаха, с нектаром, обладающим способностью излечивать болезни и предотвращать старение. Живые существа страдают от двух видов болезней: физических недугов, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственных, или помрачений. Болезни тела являются следствием трех ядов души: помраченности, гневливости и страстей. Наш ум сильно зависит от состояния нашего тела, и поэтому исцеление наших телесных недугов играет важную роль.

Явив себя в форме Владыки бериллового сияния, Будда и преподал трактат «Чжуд-ши», который стал каноном тибетской медицины. В нем объяснены источники и описаны симптомы 404 видов болезней, а также изложены методы их исцеления. Самым знаменитым и полным комментарием трактата «Чжуд-ши» является книга «Вайдурья-онбо», иллюстрированная Атласом тибетской медицины «Голубой берилл». 

Как жить, не болея

  • Чтобы жить без болезней, следует избегать воздействия болезнетворных факторов: неправильного питания, не соответствующего конституции образа жизни, вредных природных явлений (ветер, холод, жара, сырость и др.)
  • Если желаешь легко излечить недуг, болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее. Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья- лекарства
  • Улучшить ваше здоровье может и доброе отношение ко всему окружающему миру. Добро и зло, здоровье и недуг всё взаимосвязано
  • Если человек делает даже незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни
  • Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и поэтому невозможны изменения к лучшему
  • Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни

Рассуждения о ста заболеваниях

Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет еще предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она еще не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому невозможны изменения к лучшему.

Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы - дэ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление.

Представляем здесь самое основное, и даем, таким образом, возможность понять, откуда что возникает:

Сто основных болезней

  • Не соблюдать постоянства в радости и гневе - это болезнь.
  • Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду - это болезнь.
  • Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу - дэ - это болезнь.
  • Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.
  • В гневе желать кому-то смерти - это болезнь.
  • В безудержной алчности, не видеть собственных прегрешений - это болезнь.
  • Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.
  • В произвольных изменениях попустительствовать себе - это болезнь.
  • В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях - это болезнь.
  • Ради сохранения комфорта доходить до совершения плохих поступков - это болезнь.
  • Из-за превосходства в знаниях презирать людей - это болезнь.
  • Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.
  • Отрицая других, утверждать себя - это болезнь.
  • Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними - это болезнь. 
  • Пользуясь силой, побеждать людей - это болезнь.
  • Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени - это болезнь.
  • В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.
  • Брать взаймы и забывать о возвращении долга - это болезнь.
  • Считать людей кривыми, а себя прямым - это болезнь.
  • Прямотой наносить вред людям - это болезнь.
  • Делая зло людям, радоваться себе - это болезнь.
  • В радости и гневе гордиться собой - это болезнь.
  • Считать людей глупыми, а себя мудрецом - это болезнь.
  • Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.
  • Обсуждать прегрешения людские - это болезнь.
  • Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться - это болезнь.
  • Пустое принимать за реальное - это болезнь.
  • С радостью говорить о чужих просчетах - это болезнь.
  • Гордиться перед людьми своим богатством - это болезнь.
  • В связи с высотой положения презирать людей - это болезнь.
  • Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных - это болезнь.
  • Будучи бедным, завидовать богатству - это болезнь.
  • Клеветой на людей добиваться расположения - это болезнь.
  • Выставлять на показ свою моральную силу - это болезнь.
  • Ставить себе в заслугу победу над другим человеком - это болезнь.
  • Из-за своих интересов нарушать справедливость - это болезнь.
  • Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу - это болезнь.
  • Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя - это болезнь.
  • Ревновать мужчину или женщину - это болезнь.
  • Из-за вспыльчивости идти наперекор - это болезнь.
  • Много ненавидеть и мало любить - это болезнь.
  • Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.
  • Стараться переложить ответственность с себя на других - это болезнь.
  • Из-за любви к искусству отвергать монашество - это болезнь.
  • Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь.
  • Считая, что люди претворяются, ждать веры по отношению к себе - это болезнь.
  • Не проявлять милости по отношению к несущему наказание - это болезнь. 
  • Делая добрые дела, ждать воздаяния - это болезнь.
  • Отдав что-то людям, сожалеть об этом - это болезнь.
  • Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки - это болезнь.
  • Ругать любую живую тварь - это болезнь.
  • Сбивать с пути - дао и чинить препятствия людям - это болезнь.
  • Злословить по поводу больших талантов - это болезнь.
  • Таить зло на людей, которые превзошли тебя - это болезнь.
  • Добавлять в питье ядовитые снадобья - это болезнь.
  • Не сохранять равновесия в сердце - это болезнь.
  • Шумно суетиться по поводу мудрости - это болезнь.
  • Хранить в памяти старую неприязнь - это болезнь.
  • Не принимать увещеваний и советов - это болезнь.
  • Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность - это болезнь.
  • Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг - это болезнь.
  • Беседовать с глупцом - это болезнь.
  • В нападении не соблюдать законов-правил - это болезнь.
  • Любить себя за то, что поступаешь правильно - это болезнь.
  • Много сомневаться и мало верить - это болезнь.
  • Смеяться над сумасшедшими и безумными - это болезнь.
  • Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала - это болезнь.
  • Некрасивые высказывания и злые слова - это болезнь.
  • С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя - это болезнь.
  • В тяжелой ситуации совершать легкомысленные действия - это болезнь. 
  • Плохие манеры и недостойные реакции - это болезнь.
  • В запутанных ситуациях полагаться только на себя - это болезнь.
  • Стремиться к веселью и любить смеяться - это болезнь.
  • Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям - это болезнь.
  • Быть двуличным и льстивым - это болезнь.
  • Стремиться к приобретению посредством обмана - это болезнь.
  • Если слишком болтлив так, что тебе нельзя довериться - это болезнь.
  • Напившись допьяна, разнузданно распевать песни - это болезнь.
  • Ругаться по поводу ветра и дождя - это болезнь.
  • Говоря злые речи, желать погибели - это болезнь.
  • Поучать людей делать аборты - это болезнь.
  • Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.
  • Подглядывать тайно в отверстия и щели - это болезнь.
  • Занимая, не помнить о необходимости вернуть - это болезнь.
  • Взять в долг и уклоняться от уплаты - это болезнь.
  • Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения - это болезнь.
  • Любить угнетение и жестокое обращение - это болезнь.
  • Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым - это болезнь.
  • В связи с заблуждениями наносить вред людям - это болезнь.
  • Шаря в гнезде, разбивать яйца - это болезнь.
  • Вырезать зародыш и расчленять тело - это болезнь.
  • Причинять вред водой и огнем - это болезнь.
  • Смеяться над слепыми, глухими и немыми - это болезнь.
  • Побуждать людей выйти замуж или жениться - это болезнь.
  • Побуждать людей совершать нападение - это болезнь.
  • Подстрекать людей делать зло - это болезнь.
  • Покидать любимых из-за несчастья в доме - это болезнь.
  • Навлекать беду, нарушая закон-дао - это болезнь.
  • Увидев, тут же стремиться к обладанию - это болезнь.
  • Силой отнимать принадлежащее другим - это болезнь.
Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше.

Восхваление ста лекарств


С древних времен человек мудрости, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшие движения. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств. Приведем эти сто лекарств.

  • Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство
  • Податливость тела и мягкость характера - это лекарство
  • Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство
  • Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство
  • Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти - это лекарство
  • Избавление от желаний в сердце - это лекарство
  • Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное - это лекарство
  • Не брать того, что достается тебе сверх положенного - это лекарство
  • Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство
  • Стремиться к непринужденному и свободному взаимодействию - это лекарство
  • Желать людям счастья - это лекарство
  • Спасать в беде и помогать в трудностях - это лекарство
  • Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство
  • Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство
  • Делая благо, не надеяться на воздаяние - это лекарство
  • Желать людям исполнения их стремлений - это лекарство
  • Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать как в храме - это лекарство
  • В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость - это лекарство
  • Не помнить старого зла - это лекарство
  • Исправляя заблуждения, избавляться от зла - это лекарство
  • Услышав порицание, принять его как стимул к изменению - это лекарство
  • Не вмешиваться в чужие ситуации - это лекарство
  • В гневе и раздражение контролировать себя - это лекарство
  • Разрешать в мыслях интеллектуальные проблемы - это лекарство
  • Оказывать почтение по отношению к пожилым людям - это лекарство
  • И за закрытой дверью, в уединении строго блюсти себя - это лекарство
  • Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим - это лекарство
  • Искоренять зло и поощрять добро - это лекарство
  • В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой - это лекарство
  • В помощи людям хранить верность - это лекарство
  • Помогать во время солнечных и лунных затмений - это лекарство
  • Бороться с ревностью и побеждать сомнения - это лекарство
  • Быть спокойным, непринужденным и великодушным - это лекарство
  • Думать о духовности и помнить о пути - это лекарство
  • Чтить и возвышать тексты мудрецов - это лекарство
  • Побуждать к достижению мудрости - это лекарство
  • Выполняя трудную задачу, не томиться этим - это лекарство
  • Чтить Небо и уважать Землю - это лекарство
  • Оказывать почтение и уважение по отношению к трем светилам - это лекарство
  • Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений - это лекарство
  • Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым - это лекарство
  • Любить жизнь и ненавидеть убийство-гибель - это лекарство
  • Не стремиться к накоплению больного богатства - это лекарство
  • Не нарушать заповедей и запретов - это лекарство
  • Честность, бескорыстность, верность и вера - это лекарство
  • Не жаждать богатства - это лекарство
  • Не жечь горных деревьев - это лекарство
  • Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз - это лекарство
  • Прямо критикуя, сохранять верность и веру - это лекарство
  • Радоваться тому, что человек обладает моральной силой - это лекарство
  • Стремиться помогать обездоленным - это лекарство
  • Нести тяжесть вместо пожилого человека - это лекарство
  • Искоренять эмоции, избавляться от любви - это лекарство
  • Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство
  • Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство
  • Помогать старым и слабым - это лекарство
  • Использовать силу, чтобы помогать людям - это лекарство
  • Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких - это лекарство
  • Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние - это лекарство
  • Имея высокое положение, дружить с простыми людьми - это лекарство
  • Быть скромным и уступчивым в разговоре - это лекарство
  • С почтением и уважением относиться к младшим по рангу - это лекарство
  • Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство
  • Искренне и с верой сочувствовать и утешать - это лекарство
  • Говоря конкретно, быть прямым и искренним - это лекарство
  • Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением - это лекарство
  • Не спорить об истинном и ложном - это лекарство
  • Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо - это лекарство
  • Претерпев позор, не хранить обид - это лекарство
  • Развивать стремление к добру и уходить от зла - это лекарство
  • Отказываясь от красивого, брать безобразное - это лекарство
  • Отказываясь от многого, брать малое - это лекарство
  • С восхищением относиться к добродетели мудрых - это лекарство
  • При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя - это лекарство
  • Не проявлять себя, выставляя напоказ - это лекарство
  • Отвергать заслуги и брать на себя труд - это лекарство
  • Не хвастаться своими устремлениями к добру - это лекарство
  • Не скрывать чужих заслуг - это лекарство
  • Не досадовать при тяжёлой работе - это лекарство
  • Воспринимая реальность, хранить прочность веры - это лекарство
  • Скрывать тайное стремление к злу - это лекарство
  • Будучи богатым, представлять себя нищим - это лекарство
  • Почитая продвижение других людей, побеждать себя - это лекарство
  • Не относиться к самому себе слишком уважительно - это лекарство
  • Радоваться достойным поступкам других людей - это лекарство
  • Не стремиться к разврату в половой жизни - это лекарство
  • В процессе обретений и потерь смотреть на самого себя со стороны - это лекарство
  • Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия - это лекарство
  • Не ругать ничего живого - это лекарство
  • Любить говорить добрые слова - это лекарство
  • За беды и болезни возлагать вину на самого себя - это лекарство
  • Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться - то лекарство
  • Быть добрым в сердце и сострадательным в мыслях - это лекарство
  • Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро - это лекарство
  • Пользуясь богатством, творить милосердие - это лекарство
  • Пользуясь высоким положением, творить добрые дела - это лекарство
Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не осознавая их сути и не видя истинных причин. Как следствие этого появляются недуги. А непосредственные причины состоят в избыточном воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, нарушении дыхания ци, которые вызывают болезнь.

Так как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-шэнь приходит в состояние, при котором души-хунь исчерпываются, а души-пo погибают. А если они исчезают из тела человека, то материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-цзин и дыхание-ци.

Потому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм. Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия. Даже занимая великие должности, он не осмеливается извлечь из этого выгоду. Он соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит. Питается лишь в меру потребности организма. Будучи богатым и знатным, не потакает своим желаниям. Даже если он беден, и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда и изнутри его не поражают болезни. Так разве можно не относиться к этому серьезно?

Трехцветная монада: символ тибетской медицины

"Ветер", "желчь", "слизь" - три конституции и одновременно три главных понятия тибетской медицины. Все, что есть в человеческом организме, связано с этими тремя конституциями: здоровье и болезни, жизнь и смерть, гармония и разлад ума, души и тела. При соблюдении должного образа жизни и питания три конституции служат опорой друг - другу и находятся в равновесии. При возбуждении они вызывают болезни, становясь друзьями или врагами, действуя заодно или вступая в раздор. В тибетской традиции они обозначаются тремя цветами и составляют Триединую Монаду.  Красный цвет символизирует  "ветер", желтый цвет  "желчь",а  синий - "слизь".

Почему были выбраны именно эти три цвета?

Синий цвет обозначает воду и холод - природу "слизи". Красный цвет обозначает страстность - свойство "ветра" (иногда эта конституция определется  белым цветом, символизирующим воздух - ее стихию). Желтый цвет - это жар и цвет желчи. Эти три цвета и Триединая монада остаются неизменными в тибетской традиции на протяжении тысячелетий, как основной символ врачебной науки Тибета.

Конституция "ветер" отвечает за нервную регуляцию и включает в себя центральную и периферическую нервные системы
Конституция "желчь" регулирует пищеварение и согревание организма и анатомически включает в себя печень и желчный пузырь
Конституция "слизь" включает в себя лимфатическую и эндокринную системы. Она отвечает за рост, гормональную регуляцию и органы, выстланные слизистыми и серозными оболочками

 Все три конституции, физиологические системы присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них, как правило, преобладают. Если три регулирующие системы "ветер", "желчь", "слизь" будут находиться в равновесии, человек будет здоров.


Люди-"ветер"- легковозбудимые, восприимчивые, подвержены перевозбуждению и депрессиям. У них достаточно велика предрасположенность к логоневрозам, тикам, к болям различной локализации - прострелам, артрозам, болезням нервной системы, онкологическим заболеваниям, которые проявляются в виде нарушения сна, беспокойства, тревоги.

Люди-"желчь", имеющие горячую кровь, страдают от пищевых отравлений, гепатита, холецистита, подагры, сахарного диабета по «горячему» типу, кожных болезней и, конечно, сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, ишемии). Представители конституции "желчь" в жару становятся очень уязвимы, потому что суть их типа - это огонь, жар, кипение.

Люди-"слизь", организм которых наполнен водой, жиром, слизью и лимфой, страдают большей частью ожирением и сахарным диабетом, аллергией, астмой, артритами, артрозами, заболеваниями почек, склонностью к бронхолегочным и опухолевым заболеваниям, болезням суставов, почек и мочевыводящих путей.

Для каждого типа разработаны рекомендации, соблюдая которые можно оставаться здоровым долгие годы. А если пришла болезнь или наступил внутренний разлад и кризис в отношениях с окружающим миром, значит, причины стоит искать в себе. Эти сигналы - попытка организма вернуть утраченную гармонию, восстановить нарушенный баланс. Каждый человек выбирает свой путь к здоровью. 

Узнав свою конституцию, и соблюдая рекомендации тибетской медицины, Вы сможете предотвратить множество заболеваний,сохранить здоровье и обрести долголетие.
Свой тип конституции вы можете определить по предлагаемым нами в брошюре тестам.

Способов лечения огромное множество, но применять их, не зная методов лечения, - все равно, что пускать стрелу наугад  (из трактата "Чжуд-ши")

В этом разделе мы подробно рассказываем о мето­дах традиционной тибетской медицины. Все они обязательно применяются в комплексном лечении каждого пациента нашей клиники

ВАЖНО!

Поставить точный диагноз, определить заболевание и его причины, назначить эффективное лечение может только квалифицированный врач.

Другие статьи
Коррекция питания
Наранфито: Панты марала - эликсир долголетия
Поговорим об обжорстве
Климакс – не болезнь!
Простатит: тибетские методы лечения и профилактики
Влияние эмоций на здоровье человека
Почему нельзя удалять миндалины?
Правильно ли мы едим каши? Как сохранить гармонию?

Оставить комментарий

Лицензии клиники Все лицензии

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Для получения дополнительной информации об обработке ваших персональных данных и об использовании файлов cookies просим вас ознакомиться с Политикой конфиденциальности.

Написать в
WhatsApp
Еще больше полезной и интересной информации в наших каналах в телеграм: