Как развивается ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой несформированность речевой звуковой стороны. Речь идет о незавершенном формировании процесса фонематического восприятия. Трудности появляются при работе со слогами и звуками, со схожими акустическими или артикуляционными характеристиками.
Причиной являются патологические процессы, которые произошли еще во время внутриутробного развития, например при интоксикации организма матери или вследствие развития какого-либо заболевания. Также в качестве провоцирующего фактора выступают осложненные роды, черепно-мозговые травмы и тяжелые инфекции.
В качестве частых причин выделяют сильное психоэмоциональное потрясение или воздействие хронического стресса. ФФН является серьезным препятствием на пути получения навыков письма и чтения. Представляет собой серьезный фактор риска развития дислексии и дисграфии у школьников.
Основные признаки фонетико фонематического недоразвития речи у детей в зависимости от степени:
- Легкая – проявляется ухудшением восприятия исключительно «дефектных» звуков. Другие звуко-слоговые структуры анализируются верно.
- Средняя – отличается более существенными искажениями звукового анализа. Имеет место низкий уровень дифференцирования разных фонетических групп. Но при произношении их артикуляция является вполне нормальной.
- Тяжелая – сопровождается не восприятием звуков на слух. Также отсутствует навык выделения слогов в слове и установки их последовательности.
При ФФН дети страдают расстройством произношения. Отсутствует фонематический слух – различие и интерпретация фонем. При этом находится в норме интеллект и физиологический слух.
Причины ФФНР заключаются в том, что звуковая сторона речи не сформирована и нарушена дифференциация звуков, которые схожи между собой по акустическим и артикуляционным признакам. Имеет место искажение слоговой структуры слова. Также присутствуют не резко выраженные лексико-грамматические дисфункции.
ФФНР примеры:
- слияние нескольких фонем в одну неразборчивую;
- отсутствие разницы между мягкими и твердыми, звонкими и глухими звуками;
- замена [с] на [т], [р] на [л], [ш] на [ф];
- использование одного заменителя для нескольких звуков [т´] вместо [с´], [ч], [ш].
Также возможно звуковое смешение, то есть неустойчивое употребление. В одном случае наблюдается верное произношение, в другом замена близкими по произношению вариантами. В результате происходит однотипное написание букв при письме. Общее количество дефектов может достигать до 16-20.
Симптомы ФФН
Ребенок не может проводить фонематический анализ – выделять звуки в слове, устанавливать их количество. Отсутствует способность произнесения многосложных слов с сочетанием согласных. В этом случае наблюдается пропуск слогов, их замена или перестановка местами. Могут добавляться лишние звуки. Также имеет место нечеткость артикуляции.
Грамматический строй и лексический запас находится в пределах нормы. Могут присутствовать ошибки при произношении слов. Не исключено нарушение слово формирования. Ошибки возникают при употреблении предлогов и согласовании частей речи.
Дополнительные клинические проявления ФФН:
- неустойчивость произвольного внимания;
- сложности при смене занятий;
- узкий объем памяти на речевой материал;
- отсутствие понимания абстрактных понятий;
- медленные мыслительные процессы.
Эти симптомы стоят на пути успешной учебы и приводят к плохой успеваемости.
Лечение детей с ФФН
В медицине Тибета при дисбалансе Вата-доши за основу берется восстановление сбалансированного состояния организма. Для этого необходимы успокаивающие, питающие, увлажняющие и согревающие процедуры.
При диагнозе ФФНР рекомендуется:
- соблюдать правильный распорядок дня;
- упорядочить приемы пищи, бодрствование и сон;
- обеспечить ежедневные физические нагрузки.
Полезно глубокое расслабление, которое достигается с помощью процедур, направленных на психологическую саморегуляцию (медитацию). Питание должно быть горячим и частым, но небольшими порциями. Продукты должны быть свежими и влажными. Еда должна приносить удовольствие.
Диета при ФФНР
Рекомендуется составить меню из продуктов, успокаивающих Вата-дошу. Полезны зерновые культуры, бобовые и овощи (томаты, огурцы, морковь, редис, сельдерей, баклажаны и тыква). Молочные продукты можно включить в рацион в ограниченном количестве. Допустимо нежирное молоко, сметана и сливочное топленое масло.
Среди специй и приправ на первом месте имбирь и фенхель. Не менее полезен тмин, корица и черный перец. Рекомендован чеснок, мускатный орех и льняное семя. Допустимы спелые фрукты – апельсины, виноград, абрикосы, ананасы, инжир и гранат.
Иглоукалывание
Для лечения ФФНР у детей дошкольного возраста и школьников широко используется акупунктура. Тонкие медицинские иглы устанавливаются на область спины по задне срединному меридиану и на шейно-воротниковую зону. Такой подход позволяет получить общеукрепляющий и сегментарный эффект.
В результате наблюдается улучшение сна, уменьшение симптомов неврастении. Проходит нервное напряжение и исчезает тревожность. Удается избавиться от психосоматических дисфункций и нормализовать деятельность центральной нервной системы. Процедура улучшает память, избавляет от головных болей, улучшает внимание и предотвращает быструю утомляемость.
Вибрационный массаж поющими чашами
Акустические свойства процедуры устраняют причины ФФН, повышают резервные возможности организма, улучшая адаптационные функции. Вибрационное воздействие направлена на повышение иммунитета – активизация внутреннего потенциала ускоряет выздоровление при любых заболеваниях, в том числе и при отклонениях со стороны нервной системы у детей.
Поющие чаши оздоравливают организм, нейтрализуют стрессовую нагрузку, развивают умение общаться. В результате отмечается улучшение внимания и памяти, развитие логики и мышления, повышение умственной активности, воспитание самоконтроля и характера. У ребенка наблюдается личностный рост и нормализуется адаптация в социуме.
Моксотерапия
Лечит болезни «холода». Восстанавливает баланс внутренних энергий. Улучшает Вата-дошу. Воздействие тлеющими полынными сигарами на биологически активные центры естественным образом компенсируют энергетический дисбаланс.
Тепло направлено внутрь организма для воздействия на внутренние органы, сосуды и нервные окончания. При нагревании отмечается снятие энергетических блокировок. Как результат – активация иммунной защиты и улучшение обменных процессов в организме.
Самочувствие и речевые способности ребенка улучшаются за 2-3 процедуры моксотерапии. Эффективность повышается в сочетании с мануальными техниками и стоун-терапией. При ФФН эффективна полынь, можжевельник, крапива и тимьян.
Стоунтерапия
Лечение камнями восстанавливает физическое состояние, обеспечивает психическую и духовную гармонию. На физиологический баланс организма влияет энергетический потенциал. Используемые при стоунтерапии камни излучают вибрации, которые оказывают целебное воздействие.
Массаж нагретыми камнями успокаивает, расслабляет, улучшает кровоток и помогает бороться с беспокойством. Процедура направлена на укрепление организма. Благодаря восстановлению энергетического потенциала удается защитить ребенка от разрушающего воздействия внешних факторов.
Процедура погружает в состояние глубокого напряжения, что ощущается приливом сил и бодрости. От недомогания и слабости не остается и следа. Активизируется кровообращение, что устраняет гипоксию головного мозга. Улучшается восприятие речи, нормализуется произношение звуков и слогов.
Глубокий точечный массаж
Мануальное воздействие нормализует состояние нервной системы и восстанавливает тонус. Процедура устраняет эмоциональное напряжение, приводящее к физическим недугам. Открывается поток Ци энергии, разблокируются меридианы (энергетические пути).
Точечный массаж избавляет от перенапряжения и повышает устойчивость к стрессу. Глубокое расслабление тела положительно влияет на душевное состояние. улучшается самочувствие, устраняются застойные явления, повышаются умственные способности. Процедура снимает хроническую усталость и скованность, избавляет от головных болей. Курс лечения позволяет улучшить концентрацию внимания и память.
При ФФН у детей записывайтесь в клинику «Наран». У нас работают опытные специалисты из области тибетской медицины, которые назначат комплексное обследование и на основании полученных результатов назначат эффективное лечение.
Литература:
- Эмурлаева С.М. Психолого-педагогические особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
- // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», №4(55) - 2021. https://alley-science.ru/domains_data/files/4April2021/PSIHOLOGO-PEDAGOGIChESKIE%20OSOBENNOSTI%20RAZVITIYa%20DETEY%20S%20FONETIKO-FONEMATIChESKIM%20NEDORAZVITIEM%20REChI.pdf
- Мишурова Г.В., Погореленко А.П. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // «Актуальные исследования», #9 (139) - 2023. https://apni.ru/article/5731-puti-razvitiya-fonematicheskikh-protsessov
- Нестеренко А.А. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Современные тенденции развития системы образования, 2019. https://phsreda.com/ru/article/22161/discussion_platform