Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) у детей – патологическое изменение восприятия и звукопроизношения фонем на фоне речевых нарушений при нормальном интеллекте и биологическом слухе. Проявляется в виде замены, смешения и искажения звуков, нарушения структуры слова, а также неявно выраженных лексических и грамматических нарушений. При отсутствии своевременного лечения развиваются трудности при общении со сверстниками и сложности в обучении.

При подозрении на ФФН назначается логопедическая диагностика, которая направлена на изучение произношения звуков и лексико-грамматического строя речи. Также учитывается степень фонематического восприятия, качество навыков словообразования и связности речи. В традиционной медицине коррекционная работа проводится с упором на нарушенные стороны речи.

В медицине Тибета за основу берется первопричина этого состояния. За речь отвечает Вата-доша. Ее болезни связаны с нервной системой. Соответственно при дисбалансе Ваты необходимо лечить нарушения со стороны ЦНС. Сначала тибетолог проводит опрос пациента, уточняя симптомы, провоцирующий фактор, наследственную предрасположенность. Затем осуществляется диагностика по пульсу, проводится осмотр языка и склер.

Как развивается ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей - 1

Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой несформированность речевой звуковой стороны. Речь идет о незавершенном формировании процесса фонематического восприятия. Трудности появляются при работе со слогами и звуками, со схожими акустическими или артикуляционными характеристиками.

Причиной являются патологические процессы, которые произошли еще во время внутриутробного развития, например при интоксикации организма матери или вследствие развития какого-либо заболевания. Также в качестве провоцирующего фактора выступают осложненные роды, черепно-мозговые травмы и тяжелые инфекции.

В качестве частых причин выделяют сильное психоэмоциональное потрясение или воздействие хронического стресса. ФФН является серьезным препятствием на пути получения навыков письма и чтения. Представляет собой серьезный фактор риска развития дислексии и дисграфии у школьников.

Основные признаки фонетико фонематического недоразвития речи у детей в зависимости от степени:

  • Легкая – проявляется ухудшением восприятия исключительно «дефектных» звуков. Другие звуко-слоговые структуры анализируются верно.
  • Средняя – отличается более существенными искажениями звукового анализа. Имеет место низкий уровень дифференцирования разных фонетических групп. Но при произношении их артикуляция является вполне нормальной.
  • Тяжелая – сопровождается не восприятием звуков на слух. Также отсутствует навык выделения слогов в слове и установки их последовательности.

При ФФН дети страдают расстройством произношения. Отсутствует фонематический слух – различие и интерпретация фонем. При этом находится в норме интеллект и физиологический слух.

Причины ФФНР заключаются в том, что звуковая сторона речи не сформирована и нарушена дифференциация звуков, которые схожи между собой по акустическим и артикуляционным признакам. Имеет место искажение слоговой структуры слова. Также присутствуют не резко выраженные лексико-грамматические дисфункции.

ФФНР примеры:

  • слияние нескольких фонем в одну неразборчивую;
  • отсутствие разницы между мягкими и твердыми, звонкими и глухими звуками;
  • замена [с] на [т], [р] на [л], [ш] на [ф];
  • использование одного заменителя для нескольких звуков [т´] вместо [с´], [ч], [ш].

Также возможно звуковое смешение, то есть неустойчивое употребление. В одном случае наблюдается верное произношение, в другом замена близкими по произношению вариантами. В результате происходит однотипное написание букв при письме. Общее количество дефектов может достигать до 16-20.

Симптомы ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей - 2

Ребенок не может проводить фонематический анализ – выделять звуки в слове, устанавливать их количество. Отсутствует способность  произнесения многосложных слов с сочетанием согласных. В этом случае наблюдается пропуск слогов, их замена или перестановка местами. Могут добавляться лишние звуки. Также имеет место нечеткость артикуляции.

Грамматический строй и лексический запас находится в пределах нормы. Могут присутствовать ошибки при произношении слов. Не исключено нарушение слово формирования. Ошибки возникают при употреблении предлогов и согласовании частей речи.

Дополнительные клинические проявления ФФН:

  • неустойчивость произвольного внимания;
  • сложности при смене занятий;
  • узкий объем памяти на речевой материал;
  • отсутствие понимания абстрактных понятий;
  • медленные мыслительные процессы.

Эти симптомы стоят на пути успешной учебы и приводят к плохой успеваемости.

Лечение детей с ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей - 3

В медицине Тибета при дисбалансе Вата-доши за основу берется восстановление сбалансированного состояния организма. Для этого необходимы успокаивающие, питающие, увлажняющие и согревающие процедуры.

При диагнозе ФФНР рекомендуется:

  • соблюдать правильный распорядок дня;
  • упорядочить приемы пищи, бодрствование и сон;
  • обеспечить ежедневные физические нагрузки.

Полезно глубокое расслабление, которое достигается с помощью процедур, направленных на психологическую саморегуляцию (медитацию). Питание должно быть горячим и частым, но небольшими порциями. Продукты должны быть свежими и влажными. Еда должна приносить удовольствие.

Диета при ФФНР

Рекомендуется составить меню из продуктов, успокаивающих Вата-дошу. Полезны зерновые культуры, бобовые и овощи (томаты, огурцы, морковь, редис, сельдерей, баклажаны и тыква). Молочные продукты можно включить в рацион в ограниченном количестве. Допустимо нежирное молоко, сметана и сливочное топленое масло.

Среди специй и приправ на первом месте имбирь и фенхель. Не менее полезен тмин, корица и черный перец. Рекомендован чеснок, мускатный орех и льняное семя. Допустимы спелые фрукты – апельсины, виноград, абрикосы, ананасы, инжир и гранат.

Иглоукалывание

Для лечения ФФНР у детей дошкольного возраста и школьников широко используется акупунктура. Тонкие медицинские иглы устанавливаются на область спины по задне срединному меридиану и на шейно-воротниковую зону. Такой подход позволяет получить общеукрепляющий и сегментарный эффект.

В результате наблюдается улучшение сна, уменьшение симптомов неврастении. Проходит нервное напряжение и исчезает тревожность. Удается избавиться от психосоматических дисфункций и нормализовать деятельность центральной нервной системы. Процедура улучшает память, избавляет от головных болей, улучшает внимание и предотвращает быструю утомляемость.

Вибрационный массаж поющими чашами

Акустические свойства процедуры устраняют причины ФФН, повышают резервные возможности организма, улучшая адаптационные функции. Вибрационное воздействие направлена на повышение иммунитета – активизация внутреннего потенциала ускоряет выздоровление при любых заболеваниях, в том числе и при отклонениях со стороны нервной системы у детей.

Поющие чаши оздоравливают организм, нейтрализуют стрессовую нагрузку, развивают умение общаться. В результате отмечается улучшение внимания и памяти, развитие логики и мышления, повышение умственной активности, воспитание самоконтроля и характера. У ребенка наблюдается личностный рост и нормализуется адаптация в социуме.

Моксотерапия

Лечит болезни «холода». Восстанавливает баланс внутренних энергий. Улучшает Вата-дошу. Воздействие тлеющими полынными сигарами на биологически активные центры естественным образом компенсируют энергетический дисбаланс.

Тепло направлено внутрь организма для воздействия на внутренние органы, сосуды и нервные окончания. При нагревании отмечается снятие энергетических блокировок. Как результат – активация иммунной защиты и улучшение обменных процессов в организме.

Самочувствие и речевые способности ребенка улучшаются за 2-3 процедуры моксотерапии. Эффективность повышается в сочетании с мануальными техниками и стоун-терапией. При ФФН эффективна полынь, можжевельник, крапива и тимьян.

Стоунтерапия

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у детей - 4

Лечение камнями восстанавливает физическое состояние, обеспечивает психическую и духовную гармонию. На физиологический баланс организма влияет энергетический потенциал. Используемые при стоунтерапии камни излучают вибрации, которые оказывают целебное воздействие.

Массаж нагретыми камнями успокаивает, расслабляет, улучшает кровоток и помогает бороться с беспокойством. Процедура направлена на укрепление организма. Благодаря восстановлению энергетического потенциала удается защитить ребенка от разрушающего воздействия внешних факторов.

Процедура погружает в состояние глубокого напряжения, что ощущается приливом сил и бодрости. От недомогания и слабости не остается и следа. Активизируется кровообращение, что устраняет гипоксию головного мозга. Улучшается восприятие речи, нормализуется произношение звуков и слогов.

Глубокий точечный массаж

Мануальное воздействие нормализует состояние нервной системы и восстанавливает тонус. Процедура устраняет эмоциональное напряжение, приводящее к физическим недугам. Открывается поток Ци энергии, разблокируются меридианы (энергетические пути).

Точечный массаж избавляет от перенапряжения и повышает устойчивость к стрессу. Глубокое расслабление тела положительно влияет на душевное состояние. улучшается самочувствие, устраняются застойные явления, повышаются умственные способности. Процедура снимает хроническую усталость и скованность, избавляет от головных болей. Курс лечения позволяет улучшить концентрацию внимания и память.

При ФФН у детей записывайтесь в клинику «Наран». У нас работают опытные специалисты из области тибетской медицины, которые назначат комплексное обследование и на основании полученных результатов назначат эффективное лечение.

Литература:

  1. Эмурлаева С.М. Психолого-педагогические особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  2. // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», №4(55) - 2021. https://alley-science.ru/domains_data/files/4April2021/PSIHOLOGO-PEDAGOGIChESKIE%20OSOBENNOSTI%20RAZVITIYa%20DETEY%20S%20FONETIKO-FONEMATIChESKIM%20NEDORAZVITIEM%20REChI.pdf
  3. Мишурова Г.В., Погореленко А.П. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // «Актуальные исследования», #9 (139) - 2023. https://apni.ru/article/5731-puti-razvitiya-fonematicheskikh-protsessov
  4. Нестеренко А.А. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Современные тенденции развития системы образования, 2019. https://phsreda.com/ru/article/22161/discussion_platform
Статья проверена экспертом
Врач тибетской медицины, рефлексотерапевт, гирудотерапевт, фитотерапевт, физиотерапевт, невролог
Стаж работы: 25 лет
Наши врачи
Милаева Валентина Александровна
Милаева Валентина Александровна
Су Джок терапевт
Стаж: 40 лет
Клиника на Войковской
Стоимость приема: Стоимость консультации - 3 000 руб.
Записаться к врачу
Гунаев Михаил Георгиевич
Гунаев Михаил Георгиевич
Иммунолог
Стаж: 12 лет
Клиника на Таганской
Стоимость приема: Бесплатная консультация
Записаться к врачу
Истаева Любовь Цыреновна
Истаева Любовь Цыреновна
Стаж: 10 лет
Клиника на Войковской
Стоимость приема: Бесплатная консультация
Записаться к врачу
Отзывы об услуге Пациенты лучше нас расскажут о результатах лечения
Другие услуги для детей
Карбункул у детей
Экзема у детей
Частые обмороки у детей
Краснуха у детей
Аденоиды у детей
Атопический дерматит у детей
Пневмония у детей
Нарушение сна у детей
Нам доверяют звезды Среди наших пациентов - телеведущие, певцы и эстрадные артисты России.

Оставить комментарий

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Для получения дополнительной информации об обработке ваших персональных данных и об использовании файлов cookies просим вас ознакомиться с Политикой конфиденциальности.

Написать в
WhatsApp