«Храм Надежды» - кинопроект по книге Надежды Чойжинимаевой
Жизнь и судьба Надежды Чойжинимаевой, матери Светланы и Баира Чойжинимаевых - основателей клиники «Наран», ляжет в основу новой картины Солбона Лыгденова «Храм Надежды». Воспоминания Надежды Чагдуровны также вошли в сценарий фильма о воинах-сибиряках «321-я сибирская».
Солбон Лыгденов и главный врач клиники «Наран» Светлана Чойжинимаева
В эксклюзивном интервью на Naran FM известный бурятский режиссер-постановщик Солбон Лыгденов поделился со слушателями своими творческими проектами и замыслами.
Naran FM: Солбон Дондокович, один из ваших новых проектов связан с автобиографической книгой Надежды Чойжинимаевой «В назидание потомкам». Что вы можете рассказать об этом?
Солбон Лыгденов: «Храм Надежды» - так мы думаем назвать этот кинопроект. Война, героика, патриотика – это очень важно для современного социума, но есть периоды истории, когда мы должны обратиться к матери, женщине, обратиться к родине, к той драгоценной основе нашего существования.
Здесь важно понимать, насколько люди, невзирая на трудности, на голод, на страшный исторический период, сумели сохранить себя, свою теплоту и тонкость.
В книге «В назидание потомкам» есть очень интересные моменты, касающихся военного времени, от которых я не удержался и вставил в свой сценарий «321-я сибирская». Это очень тонкие, чувственные строчки, и естественно, такие вещи может только написать очень сильная женщина, добрая мать. Такие эпизоды нужны в фильме после мощной подачи мужской героики, обнаженности всего того духа.
Образ женщины – это та яркая звезда, яркий огонь, отдающий все свое тепло. Без этой любви, нежности, воспитания, энергии земли, матери – мужского духа не было бы. Поэтому, это очень важный проект, и мы будем его делать.
Съемка фильма «321-я сибирская»
Naran FM: Вы только что совершили поездку в Волгоград на Мамаев курган. Сценарий вашего фильма «321-я сибирская» строится буквально по крупицам, официальным документам, наградным листам и воссозданию исторических фактов.
Как вы пришли к такой масштабной идее - сделать народный проект и снять фильм именно про «321-ю сибирскую»?
Солбон Лыгденов: Этот проект зародился 5 лет назад. Все это время я занимался сбором информации по 321-ой сибирской дивизии. Хотя, на самом деле дивизий было много: под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и в «Ржевском котле». Везде были сибирские дивизии, в которых значительную часть занимали этнические буряты.
Буддийский молебен «Гунриг» на Мамаевой кургане, г. Волгоград
Работая в сфере патриотического кино, я отчетливо понимаю, что это закрытая тема, даже исходя из простого примера - в музеях городов-героев, проводя экскурсии, не рассказывают, что здесь воевали сибирские дивизии. Это я считаю в корне неправильным, ведь мы живем в многонациональной, огромной стране, и на примере героев войны можно донести до современных людей значимость каждого из народов, который защищал Отчизну. Наша цель гордо и серьезно рассказать о подвиге наших воинов в Великой Отечественной войне.
Naran FM: Ваш первый авторский проект фильм «Булаг», на бурятском языке, выпущенный в 2013 году, в скором времени будет показан по телеканалу «Культура». Картина и до сегодняшнего дня собирает неоднозначные отзывы кинозрителей. Какую основную идею вы хотели рассказать в фильме? Может вы пытались показать реалии жизни в сибирской глубинке?
Солбон Лыгденов: На самом деле я хотел показать больше не реалии жизни, а именно возможности, которые существуют в этой самой глубинке. «Булаг», по большому счету, фильм не о жестких реалиях, и алкоголизме.
Мы живем на такой богатой земле, а образ жизни современных людей стал просто обывательским. Мы подобны людям, страдающим с утра похмельем и требующим ради быстрого опохмеления, новую дозу алкоголя. Нам нужны технологии, компьютеры, интернет, автомобили, а это и есть самая большая зависимость. Я хотел показать, что мы можем стать духовно свободными людьми, ведь жить на такой богатой земле и не понимать этого - неправильно. Это фильм протест обывательскому восприятию жизни.
Этот фильм снят именно для народа, я не преследовал цели участвовать в кинофестивалях или какие-то коммерческие цели. Тем не менее, многие зарубежные кинофестивали приглашали меня принять участие. На фестиваль «Санденс» в Берлине, на который еще не попадал не один российский полнометражный фильм, я не поехал по одной простой причине: они хотели изменить концовку моего фильма, чтобы главный герой осквернил кровью священный родник своих предков, чего я не мог допустить. Я считаю, это было бы предательством моего бурятского народа.
После этих фестивалей выдаются гранты для дальнейшего развития, только они навязывают свои идеи, чего я в корне не признаю и не принимаю. Многие земляки знают, что я переехал из Москвы в Бурятию, имея здесь практически все, что нужно для жизни: хороший заработок, имя в профессиональной среде и многие другие привилегии. Я считаю, что у себя на родине мы можем развивать свой жанр в кинематографе, настолько самобытный и мощный, чтобы никто не навязывал нам свой вкус, мы должны создавать или воссоздавать свой жанр.
Б.Дугаров, А.Урбагаев, С.Лыгденов, С.Чойжинимаева, Э.Тумурова
В клинику «Наран» режиссер-постановщик Солбон Лыгденов прибыл с директором киностудии «МонУла филмз», продюсером кинопроекта «321-я сибирская» по Республике Бурятия Эрженой Тумуровой и продюсером кинопроекта «321-я сибирская» по Иркутской области Александром Урбагаевым.
В конце ноября делегация кинопроекта «321-я сибирская» совершила поездку в Волгоград, где совместно с Буддийской традиционной Сангхой России был совершен молебен «Гунриг» на Мамаевом кургане, чтобы отдать дань предкам. Молебен был посвящён всем воинам, которые пали в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах.
Алдар Дондоков
Дарима Мануева