Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей - 1 Задержка речи у ребенка (ЗРР) – это патологическое состояние, при котором малыш отстает в речевом развитии, не достигает нормы для своего возраста. Данное состояние может возникать при наличии сложных сопутствующих заболеваний и пороков, так и на фоне абсолютного здоровья. Это связано с ухудшением работы одного или нескольких анализаторов (слухового, зрительного, двигательного) или органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Количество пациентов, страдающих от ЗРР, увеличивается с каждым годом. Физиологическая незрелость при рождении отмечается у 80% детей, а 70% имеют диагноз перинатального поражения центральной нервной системы. Подавляющему числу педиатрических пациентов (около 40%) необходима ранняя реабилитация. Каждый второй малыш в возрасте 5-7 лет нуждается в коррекционной помощи.

В качестве инновационного подхода к проблеме ЗРР у детей является тибетская медицина. В клинике «Наран» практикуются специфические методы, полезные в сочетании с традиционными терапиями. Учитывая все эти факторы, родители и медицинские специалисты должны принимать во внимание тибетскую медицину как важный элемент в программе лечения.

Причины ЗРР у детей

Согласно тибетской медицине, задержка речи у ребенка - следствие дисбаланса энергий Вата, Капха и Питта. Дети с преобладанием Ваты подвержены ухудшению координации и движения, что негативно сказывается на их способности развивать язык. Малыши с повышенной энергией Капха, испытывают затруднения с восприятием информации и адаптацией к новой обстановке. При преобладании Питты ребенок слишком активен и неспособен к сосредоточению.

В некоторых случаях, патологии обусловлены генетическими факторами, дисфункциями нервной системы. В качестве провоцирующего фактора выступают ранние детские травмы, социальные моменты.

Наиболее распространенные причины:

  1. Недоразвитие слухового анализа. Проблемы со слухом приводят к трудностям в восприятии и понимании речи.
  2. Недостаточная стимуляция речи в окружающей среде. Здесь важную роль играют родители, если в семье отсутствует регулярное общение посредством разговоров, чтения, пения, игр.
  3. Психоэмоциональный фактор. Стресс, эмоциональные нагрузки негативно отражаются на способности к общению.
Задержка речевого развития у детей - 2

Важная причина задержки речевого развития у ребенка – отсутствие специализированной помощи в ранние годы жизни. Родители, педагоги и другие специалисты должны быть более внимательными к возможным проблемам, а также предоставлять необходимую поддержку и проводить коррекционную работу.

Клинические проявления

Основной симптом – замедление появления активных речевых навыков. Обычно в возрасте 8-10 месяцев дети начинают произносить первые слоги, первые слова: «мама, папа, баба». В 2 года говорят простыми предложениями, а к 3-4 речь становится понятной и грамматически правильной. Если малыш не произносит своих первых слов, можно говорить о нарушениях.

Часто такие дети имеют двигательные дисфункции, у них недостаточно развита моторика кисти, неуклюжие движения пальцами. К двум годам они не овладевают «щипцовым» захватом и испытывают трудности с точным, согласованным выполнением движений губами и языком по командам взрослых.

Дети с отставанием в речевом развитии выделяются сложным неврологическим характером. Это проявляется в специфическом поведении:

  • гипервозбудимость или пониженная активность;
  • непостоянное, неустойчивое внимание;
  • словарь состоит в основном из существительных;
  • игровая деятельность ограничивается нецеленаправленным манипулированием игрушками.
Задержка речевого развития у детей - 3

Проблемные малыши знакомы со словами, обозначающими предметы, они могут указывать на некоторые изображения, но плохо понимают косвенные падежи и испытывают трудности с подразумеваемыми действиями. Активный словарный запас состоит из 5-10 слов, которые обычно привязаны к определенным звукам. Иногда вместо слова произносится только один слог, обычно ударный.

Постановка диагноза

Основной этап тестирования – оценка коммуникативных навыков и социальной адаптации. Это включает взаимодействие с другими детьми, уровень вовлеченности в игру, умение передавать информацию и понимать других людей. Результаты помогают определить, в какой мере проблема влияет на социальные взаимодействия и какие специфические навыки требуют дополнительной поддержки.

Диагностика заключается в своевременном обнаружении патологии. Чем раньше будет выявлено нарушение и приняты коррекционные меры, тем больше шансов на полноценное восстановление. Одним из важных аспектов является использование тибетских методик, учитывающих кроме физических, функциональных аспектов речи, энергетические и духовные. Эта практика воспринимает человека как целостное существо, и поэтому диагностика задержки речевого развития сосредоточена на комплексном подходе.

Основные методы исследования:

  1. Изучение пульса: тяжелый и замедленный указывает на ухудшение кровообращения или энергетического баланса в организме.
  2. Исследование языка: позволяет выявить определенные аномалии, отклонения, связанные с заболеваниями органов голоса или дыхательной системы.
  3. Визуальные методы: осмотр частей тела, таких как лицо, глаза, уши, губы.

В обязательном порядке проводится общепедиатрический осмотр вместе с анкетированием. Данный этап включает анализ семейного анамнеза, историю здоровья родителей, наличие подобных проблем в роду.

Также назначаются другие исследования:

  • консультация невролога;
  • аудиометрия (оценка работы слухового аппарата);
  • электроэнцефалография (регистрация электрической активности мозга);
  • нейровизуализация (МРТ головного мозга и КТ черепа);
  • консультация генетика и генетические тесты;
  • осмотр у стоматолога и хирурга (проблемы с зубами, прикусом, могут влиять на артикуляцию и правильное произношение звуков).

Используются тесты, позволяющие определить уровень нарушений в сравнении с обычными возрастными нормами. Данная аналитическая процедура проводится опытными и квалифицированными логопедами или дефектологами.

Диагноз ЗРР не ставится раньше 2 лет, речь может появиться самопроизвольно. С 2 до 3 лет, при явном замедлении темпов, рекомендуется обратиться к логопеду для проведения дальнейшей диагностики и занятий. После 3 лет необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация.

Важно принять меры, так как к 5 годам начнется значительное отставание в психоречевом становлении. Долгосрочные последствия отсутствия качественного лечения включают появление стойких интеллектуальных нарушений, которые лечатся только в специальной коррекционной школе.

Использование тибетских методик диагностики задержки речевого развития требует опыта и знаний в сфере традиционной медицины. Обращайтесь только к опытным специалистам, обладающим глубокими знаниями и понимающим специфику патологии.

Комбинированная терапия ЗРР

Лечение задержки речевого развития требует комплексного подхода. Выбор методик зависит от причин и степени отставания. В некоторых случаях назначаются лекарственные средства для улучшения функций ЦНС. Также практикуются логопедические занятия.

В зависимости от доминирующей энергии практикуется следующий подход к терапии:

  1. Преобладание энергии Вата – укрепление нервной системы, улучшение координации движений. Здесь будут полезны массажные процедуры и специальные упражнения для улучшения мелкой моторики.
  2. Доминирование доши Капха – стимуляция восприятия. Массаж головы и природные стимуляторы (ароматерапия, использование трав) улучшают психическую проницаемость и адаптивные способности.
  3. Преобладание Питты – снижение активности, поддержание гармонии в организме. Это включает медитацию, использование трав, минимизацию стрессов.
Задержка речевого развития у детей - 4

Назначаются процедуры сенсорной интеграции. Много внимания уделяется логопедическим занятиям. Для сосредоточения используются игрушки и книжки с красочными иллюстрациями.

Терапия осуществляется также с помощью:

  • Логопедического массажа – комбинация мануального воздействия и специальных упражнений восстанавливает двигательные функции стволовых структур головного мозга.
  • Остеопатии – улучшает деятельность ЦНС и общее физическое состояние. Массаж помогает расслабить мышцы лица, рта и шеи, что способствует более эффективной артикуляции и произношению звуков.

Тибетская медицина не должна быть единственным способом лечения. Лучшие результаты достигаются в сочетании различных подходов и методов. Психологическая помощь родителям также является частью терапии. Поддержка и понимание взрослых способствуют положительным изменениям в самочувствии ребенка. ЗРР – это не приговор, а вызов, который можно преодолеть при помощи грамотного и своевременного вмешательства.

Как помочь ребенку при ЗРР

Общение и вербальные навыки – это ключевые компоненты. Рекомендуется предпринять следующие шаги для поддержки и стимулирования:

  1. Больше общайтесь – рассказывайте истории, задавайте вопросы, поощряйте ответы. Это поможет развивать словарный запас и навыки вербализации.
  2. Читайте книжки – чтение способствует становлению слухового восприятия, памяти, словарного запаса, фантазии.
  3. Играйте в слова, звуки – используйте игры, в которых малыш сможет учить новые слова, звуки, фразы.
  4. Постепенно увеличивайте сложность заданий – начинайте с простых слов, фраз, постепенно усложняйте задания для расширения языковых навыков.
  5. Создавайте положительную, поддерживающую атмосферу – хвалите ребенка за его усилия, поддерживайте его мотивацию.

Каждый малыш уникален, и некоторым может потребоваться больше времени и ресурсов для становления речи. Это сложный процесс, который требует терпения и поддержки со стороны взрослых. При возникновении серьезных трудностей без дополнительной помощи не обойтись. Важно создать подходящую среду для стимулирования развития языка. Рабочая зона, свободная от отвлекающих факторов, может помочь сосредоточиться и лучше усваивать новую информацию. Следует учиться находить баланс между стимуляцией и перегрузкой информацией.

Задержка речевого развития у детей - 5

Одним из лучших медучреждений, специализирующихся на данной проблематике, является «Наран». Записывайтесь в клинику тибетской медицины. Стоимость консультации врача уточняйте по телефону или на сайте в разделе «Прайс».

У нас работают опытные специалисты по сенсорной интеграции, психологии и специальной педагогике. Мы постоянно следим за последними достижениями в сфере логопедии и внедряем их в нашу практику. Проводим всестороннюю диагностику, чтобы определить причины проблемы и разработать персонализированную программу, учитывающую индивидуальные особенности каждого пациента.

Литература:

  1. Данилова Е.И., Дмитриева Е.Е Развитие речевой коммуникации у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития // Проблемы современного педагогического образования, 2022. https://www.google.ru/books/edition/Задержка_речевого_раз/MC8nEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0
  2. Жарикова И.А., Байзуркаева З.А. Формирование предпосылок речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика, 2022. https://www.google.ru/books/edition/Основы_коррекционной/5Bm4EAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0
  3. Данилова Е.И. Деятельностный подход к диагностике коммуникативно-речевого развития детей с задержкой речевого развития // Проблемы современного педагогического образования, 2022. https://www.google.ru/books/edition/Формирование_коммуни/r4oREAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0
  4. Меркучева В.В. Задержка речевого развития у детей 2-3 лет, признаки зрр и методы коррекции// Наука, образование и культура, 2023. https://www.google.ru/books/edition/Ребёнок_от_0_до_3_лет_Вн/bl0UEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0
  5. Мадякина А.А., Морозова Е.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению // Русский журнал детской неврологии, 2019. https://www.google.ru/books/edition/Синдром_дефицита_вним/JxWtDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0
Статья проверена экспертом
Врач тибетской медицины, рефлексотерапевт, гирудотерапевт, фитотерапевт, физиотерапевт, невролог
Стаж работы: 25 лет
Наши врачи
Тапхарова Лариса Петровна
Тапхарова Лариса Петровна
Невролог, невропатолог, иммунолог
Стаж: 28 лет
Клиника на Чистых прудах
Стоимость приема: 3000 рублей
Записаться к врачу
Балданова Ия Владимировна
Балданова Ия Владимировна
Невролог, невропатолог
Стаж: 28 года
Array
Стоимость приема: 3000 рублей
Записаться к врачу
Отзывы об услуге Пациенты лучше нас расскажут о результатах лечения
Другие услуги для детей
Астма у детей
Заикание у детей
Плоскостопие у детей
Сахарный диабет у детей
Атопический дерматит у детей
Энурез у детей
Нарушение физического развития у детей
Головокружение у детей
Нам доверяют звезды Среди наших пациентов - телеведущие, певцы и эстрадные артисты России.

Оставить комментарий

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Для получения дополнительной информации об обработке ваших персональных данных и об использовании файлов cookies просим вас ознакомиться с Политикой конфиденциальности.

Написать в
WhatsApp